Девушка из нагасаки



 

 

 

Благодарность автору

Webmoney Yandex
Project mini server

Сообщения

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.    Забыли пароль?

Восток: культура и религия
(1 чел.) (1) Гость
ВнизСтраница: 1...345678910
Сообщения темы: Восток: культура и религия
*
#10145
Re: Восток: культура и религия 22/09/2015 21:22 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 7
Гносеология буддизма. Историческая сцена.

При переходе из животного в человека возникает необходимость осознать природу. Задача прикладная – злой ураган, злой медведь (пещерн.), добрая пещера. Шаманизм ещё не религия, а система «научных» взглядов на мир, и имеет прикладное значение (русск. Волхвы, кельтск. Друиды). Потом общество усложняется, возникает иерархия, старший подчиняет младшего. Сначала в силу того, что сильней. Но для обеспечения старости принцип требуется закрепить – старый не сильный, но подчиняться ему надо. Сын должен подчиняться отцу, отец деду, а умерший прапрадед – больший на несколько порядков авторитет. Возникают духи предков. Постепенно божества природные и «духовные» соединяются. Возникает пантеон богов. Способ подчинения общества. Затем, чтобы оправдать отход от военной демократии к личному правлению, возникает идея монотеизма (это всё социальные процессы). Характерен переход евреев от политеизма к идее единого бога. Происходит в период ухода от первобытнообщинных кочевников к оседлому государству (Моисей). Принцип: один бог на небе, один правитель (для католиков в идеале - папа) на земле. В моменты социальных потрясений эта стройная система шатается. Возникают ереси (энергия потрясений требует выхода).
Буддизм возник на основе индуизма, но с претензией на осмысление, познание. Но для чего? Какая причина была? В это же время (с т.з. исторической) жили Конфуций и Лао-Цзы. То же случилось в Персии (Заратустра). Гностики в Египте, а позднее в передней Азии и Греции. Это, примерно, переход от бронзового века к железному – экономическая революция, более эффективное производство, породившее избыток (сначала, потом соц. страсти улеглись, энергия вышла, избыток умные люди прибрали к рукам, и снова создали недостаток – так стабильнее). Коренные изменения в обществе порождают потребность в новом мировоззрении, новой религии.
Это с т. з. научной («диамат, блин»). С т. з. религии – не мог господь в первобытнообщинном строе объяснить (хоть и всемогущ) свою сущность и единство. Верьте пока в демонов. А потом (сейчас) можно стало.

А вот возникновение чань-буддизма кажется более загадочным.
В Китае он появился в период раздробленности и упадка, восстаний и междоусобиц. Затем наступает процветание (вряд ли есть причинная связь – слишком мало было неофитов) при династии Суй (не долго), и, потом, династии Тан (300 лет). Императоры были из народа табгачи, практически кочевники. В эту эпоху была попытка объединить Китай со степью, процветание буддизма. Но со временем местное население, недовольное чужаками-кочевниками, начинает роптать. Династию низвергают и начинаются гонения на буддизм.

В мире же:
Готы двигаются на юг и запад. Славяне на юг и восток. Гунны на запад. Затем: франки, бургунды, лангобарды, англы, саксы, бритты – германцы «расползаются» по всей Европе. Возникают: аварский, киевский, тюркютский, хазарский каганаты (самостоятельные государства). Возникает ислам и арабский халифат. Гибнет Римская империя. Что-то явно в мире происходило, причём, кажется, на физическом уровне, т.к. на экономическом, социальном (развитие производительных сил, производственных отношений) ничего особенного, вроде, не было.
На этом фоне чань-буддизм и развивался.
В Японии дзен утвердился позднее, в эпоху правления сёгунов и ослабления императора (опять социальный фактор).

С т.з. атеизма – природные (общественные) явления порождают религию (идеологию). С т.з. религии – сначала деяние господа, а потом осознание его человеком.

Суть дзен в отрицании логики, разума и даже чувства. Погружение в себя, через самосозерцание, чистый мозг, не затуманенный мыслями, чувствами, страстями достичь познания. Причём, познание невыразимое словами («мысль изречённая есть ложь»). Просветление, когда всё становиться ясно, понятно без объяснения. Да, те кто способен к таким практикам обретают спокойствие души, философское отношение к жизни, и, даже, практические навыки в общении, работе, в бою. Но, согласно их принципов эту методику не опишешь, достичь чего-то можно только под руководством учителя, а где ж его взять в наше время шарлатанов? И что такое это просветление? Критерии достижения опять же невыразимы. У каждого своё?
Т.е. совершенно субъективистское учение. Я это так критикую, потому, что понять не могу, а для понимания, как они говорят, требуется длительная, непрерывная и самоотверженная работа.

Что касается современного восприятия – дело вкуса. Скажем, индийская йога, статическая, порождает динамическую китайскую ушу. Цель одна – совершенство духа через совершенство тела. С той же целью католические фанатики носили вериги, занимались самобичеванием – умертвить плоть и освободить дух.
Писать старался коротко, потому так сумбурно и дёргано.
Quark
Золотой Пользователь
Постов: 261
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Россия, Чайковский Дата рождения: 06/30
В действительности всё происходит совершенно иначе, чем на самом деле.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10151
Re: Восток: культура и религия 24/09/2015 01:35 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 10
Quark
Писать старался коротко, потому так сумбурно и дёргано.
Тема большая, писать сложно. Но Вам удалось интересно и понятно описать смену времен, обществ и религий.
Сергей, Вы пишете, что Вам трудно понять суть дзен. А мне оказалось просто: я давно увлекаюсь психологией. Дзэн и психология-похожи.
Понять надо одну простую вещь-всегда быть самим собой. Для этого и надо отключать свои мысли, чтобы прислушаться к себе, почувствовать себя. Не думать о себе, не анализировать свои поступки, не размышлять... Наш ум-это наносное, штампы и стереотипы, это -не мы. Мы-то, что мы ощущаем, а не думаем. Поэтому надо учиться созерцать мир, не давая ему оценки и чувствовать себя в нем легко и удобно. Поэтому, мир каждого индивидуален.

Вот если модным цветом в сезоне считается голубой? А вам не идет? Говорят, что надо быть не модным, а стильным, т.е. всегда индивидуальным, отличным от толпы.

Дзэн-это, когда вы естественны и независимы от чужих мнений, когда вы видите мир, таким, какой он есть,- и наслаждаетесь им.
Дзэн-это, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимает себя таким, какой он есть, познает свою индивидуальность, а познав-реализует себя в жизни как можно полнее.

А вот скажите, когда в нашей стране нам предоставлялась возможность быть самими собой? Начиная с октябрятских "звездочек", пионерских отрядов и заканчивая славной КПСС, никто себе никакой индивидуальности позволить не мог.
Только КОЛЛЕКТИВ! От коллектива отбиваться нельзя! Тебя тут же призовут к ответу. Не выделяйся, будь как все!
Возможно поэтому так трудно понять, как можно быть свободным без оглядки на других, независимым и вообще жить в кайф, не обращая ни на кого внимания!

Вот таким мне представляется дзэн
LIUDA
Платиновый Пользователь
Постов: 625
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10155
Re: Восток: культура и религия 24/09/2015 22:09 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 7
"Хочется быть собой, да совесть не позволяет"
Quark
Золотой Пользователь
Постов: 261
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Россия, Чайковский Дата рождения: 06/30
В действительности всё происходит совершенно иначе, чем на самом деле.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10156
Re: Восток: культура и религия 24/09/2015 22:12 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 7
Стань травой и водой?

Как вам известно, вода всегда течет по кратчайшему пути, предоставленному ей. Однако в некоторых случаях кратчайший путь создается самой водой. Мысли человека — они похожи на воду
— Токийские легенды (Харуки Мураками)

По поводу коллективизма, мне кажется, на востоке как раз человек должен следовать за обществом. Оторваться от коллектива – потерять лицо. И это возведено в долг и честь. На западе да, там человек может думать и говорить что угодно, лишь бы не нарушал закон. Там так и говорят: «Соединённые штаты против Сэма Смита».

Как раз по ТВ «Культура» рассказывают: знакомая китайская девушка сказала: «Я не могу остаться одна с моим молодым человеком – у него дома 15 человек, у меня 15. На улице везде люди, в лесу». В Индии та же проблема, может, поэтому появилась у них потребность углубляться в себя, отключаясь от внешнего мира потому, что он, слишком тесен?

Вот это, конечно, не совсем, но. Что-то в тему буддизма тоже есть.

Quark
Золотой Пользователь
Постов: 261
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Россия, Чайковский Дата рождения: 06/30
В действительности всё происходит совершенно иначе, чем на самом деле.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10157
Re: Восток: культура и религия 24/09/2015 22:17 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 10
Quark писал(а):
"Хочется быть собой, да совесть не позволяет"
LIUDA
Платиновый Пользователь
Постов: 625
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10158
Re: Восток: культура и религия 24/09/2015 23:29 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 10
Притчи Дзэн. Диспут за приют


В храме дзэн мог остановиться каждый странствующий монах, которому удавалось выиграть диспут о буддизме у кого-нибудь из уже живших там монахов. Если же он терпел поражение, ему полагалось идти дальше.

В одном храме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший глупым и кривым на один глаз.

Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения.
Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя. “Иди и предложи дискутировать молча”, — предупредил он его.

Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там.

Вскоре пришелец встал и, зайдя к старшему брату, сказал: “Твой младший брат — замечательный парень. Он выиграл диспут”.
— “Расскажи мне, как это произошло”, — попросил старший.

— Так вот, — начал странник, — сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. Сказав так, путник ушел.

— Где этот тип? — спросил, вбегая, младший брат.
— Я понял, что ты победил его.
— Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!
— Ну-ка расскажи мне о диспуте.

— Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только было начал его бить, как он сбежал.
LIUDA
Платиновый Пользователь
Постов: 625
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10159
Re: Восток: культура и религия 25/09/2015 01:04 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 10
ЭНСО

Энсо (яп. 円相, энсо:, «круг») — символ дзэн-буддизма. «Настоящий момент времени». Круглая форма энсо символизирует самые сокровенные духовные истины. Это символ простоты и наполненности, равновесия и гармонии, конца и начала, это истинная природа реальности. Суть просветления. Слиться с энсо — означает постигнуть суть своего истинного «я».
Энсо - это картина круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл.

"Свет добродетели-навык не важен"


Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: "форма и есть пустота, пустота и есть форма".

"Круг подобен вселенной!"



"Вселенная замедляется; я склоняю голову"


Один из методов медитации - просто сидеть и наблюдать за своими мыслями, а затем, после исчезновения мыслей, созерцать пустоту и тишину ума. Возможно, именно это хотел сказать Канкей Дзёмин:

"Пробудить сознание, не давая ему обустроиться в другом месте".




Картина Тайкю изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: "Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную".
LIUDA
Платиновый Пользователь
Постов: 625
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#10160
Re: Восток: культура и религия 25/09/2015 22:26 (4 г., 9 мес. назад) Репутация: 7
Продолжая тему.

У всех мировых религий (имеются в виду те, у которых миллионы последователей) есть прикладная функция: они служат стабильности общества и помогают этому обществу и отдельным его членам выживать. Они устанавливают нормы поведения (мораль), направленные на оптимальное существования вида (Т.к. это продукт человеческой деятельности, разумеется, случаются ошибки).
Но в каждой религии есть ереси (это не обязательно плохо). Жизнеутверждение меняет знак на жизнеотрицание. Например, история катаров на юге Франции (в основном). На фоне безобразного поведения католических священников – и прелюбодеяние, и мздоимство, и симония и прочее (именно тогда это особенно обострилось), возникает движение катаров («чистые»). Если коротко: бог создал свет, чистую душу, а дьявол грешный, материальный мир. И цель человека – освободить святую душу от грешного тела. Всё живое, плотское объявлялось греховным и подлежащим уничтожению. Жить надо очень аскетично, плотских радостей избегать и стыдиться, в связи вступать исключительно ради зачатия, да и то, желательно отказаться. Суть в том, что от жизни нужно отказаться, ибо греховна. Религия направлена на отрицание жизни. Это вызвало кровавые альбигойские войны и пылающие костры. Таких направлений было много: павликиане, богумилы в Болгарии, патарены в Италии, гностики, манихеи в малой Азии (собственно, орден Иезуитов и был создан для борьбы с ересями). У мусульман были свои: измаилиты, карматы, маздакиты. Объединяло их всех одно – отрицательное отношение к жизни и всему живому. И к жизни общественной как форме существования человеческого вида в том числе.

На этом фоне трудно определиться, к чему отнести буддизм.

"В буддизме хинаяна – учение атеистическое, но позитивное, поскольку в ней признается реальность сансары - мира, находящегося в вечном движении, причиняющем страдание, а махаянистические школы - мадьямика и йогачарья - атеистичны и негативны." (Л. Гумилёв)

Сравните с ближневосточным:
"Согласно Каббале, Бог, "наскучив одиночеством", решил создать себе равных. Мир и люди - его эманация; назначение их - совершенствование до уровня Божества, причем идет перевоплощение душ. Бог им не помогает, ибо "помощь – это позорный хлеб" - подачка. Они сами должны достичь совершенства (см.: Льоренте X.А. Критическая история испанской инквизиции)" (Л. Гумилёв)

Цель буддизма – достичь просветления и впасть в нирвану – ни чувств, ни мыслей, ни ощущений (хинаяна). Слиться с окружающим миром. Чем это отличается от смерти (самый эффективный, простой и быстрый способ освободиться от любых страданий)? Есть, правда, ещё цель (бодхисаттва)– не уходя в нирвану, всё живое обратить в состояние будды (махаяна).
Я читал, что буддистским монахам запрещено было не только работать, но даже милостыню просить – миряне должны были сами догадаться их кормить. То есть, были те, кто мог достичь просветления, и остальные. Естественно, последние должны были кормить первых. Ах, как это знакомо! Во всех религиях (да, собственно и не в религиях) так.

Достоверно неизвестно, что кто-то действительно впадал в нирвану, кроме «100% свидетельств очевидцев» (вроде явления девы Марии).

Это теоретизирование. А на практике, буддисты и приобщающиеся к этой философии, наверное, многое могут поведать интересного.
Quark
Золотой Пользователь
Постов: 261
graphgraph
Пользователь вне форума Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Россия, Чайковский Дата рождения: 06/30
В действительности всё происходит совершенно иначе, чем на самом деле.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 1...345678910
Main page Contacts Search Contacts Search